Молодые педагоги — о любви к работе, профилактике выгорания и о том, как говорить с учениками на одном языке.
Образ современного учителя претерпевает изменения.
Если раньше в профессии правили женщины, то сегодня появляется все больше мужчин-педагогов — молодых и амбициозных. В преддверии Дня учителя редакция
Super поговорила с тремя парнями, которые работают в российских школах. В чем миссия преподавателя?
Как увлечь учеников своим предметом? Почему педагогика — это творчество? На эти и другие вопросы ответили преподаватели младших классов, истории и информатики.
учитель информатики
В начальных классах я обиделся на свою учительницу. Она спрашивала у меня про круговорот воды в природе, я ответил правильно, но своими словами, и она мне сказала: «Все не так. Садись, два». И я помню, как шел после школы домой, пинал камни и думал: «Вот стану учителем и буду учить по-другому».
При этом мое поступление в педагогический колледж было довольно импульсивным решением. С детства я мечтал стать актером, но родители были против. Так что после 9 класса, когда приближался новый учебный год, я просто вбил в интернете «педагогический колледж», поехал по первому адресу и подал документы. Первое время я собирался преподавать английский, но потом встретил педагога информатики — прекрасную женщину, которая покорила меня своими рассказами и энергетикой. Я понял, что это именно то, к чему я хочу прийти. Я перевелся на информатику и ни разу об этом не пожалел.
Учеба — это партнерские отношения. Если ты не заинтересуешь ученика, знаний он не получит. Когда я был школьником, подобного партнерства не существовало. Педагог воспринимался как царь и бог, он всегда был прав. Но сегодня школа меняется. Это классно, когда ребенок приходит на мой урок и говорит, что задачу можно решить иначе. Это раскрепощает учеников — они понимают, что к их мнению прислушиваются.
Я преподаю информатику у старшеклассников. Иногда становится не по себе: каждый год приходят ребята
17-18 лет, а я старею. (Смеется.) Мне уже 28 лет, поезд уходит — и как на нем удержаться? Я стараюсь быть в теме, могу объяснить урок их языком — с приколами, мемами, понятными им фразочками. Я разрешаю детям называть себя просто Алексей. Отчество не формирует никакого уважения ко мне, но такое обращение открывает границы: дает ученикам свободу мыслей и действий в рамках дозволенного.
“
Каждый год приходят ребята 17-18 лет, а я старею. Мне уже 28 лет, поезд уходит — и как на нем удержаться?
Отношение к информатике тоже изменилось.
Даже на уровне родителей. Когда я только пришел в школу, мне мама одного из учеников сказала: «Ну вы там в Paint рисуете». Сейчас родители понимают, что это за наука, что за IT будущее. Ученики тоже заинтересованы, но не все осознают, что от них нужна отдача.
Они приходят в инженерные или IT-классы с настроением «сейчас будем кодить, это же так весело». Нет, не весело и вначале даже больно, потому что нужно учить, решать задачи. Мне важно, чтобы их запал не пропал, но при этом чтобы они понимали, какая предстоит работа.
Педагогический состав в московских школах молодеет: специалистов устраивает формат работы, карьерный рост, коллектив. Если говорить про гендерный баланс, то мужчин, по моим наблюдениям, становится больше. Раньше это были учителя ОБЖ и физкультуры, а сегодня ты видишь историков, биологов, химиков — и это очень классно. Надеюсь, дети чувствуют некое отцовское плечо.
Ребята иногда стесняются признать, что им непонятна тема урока. Боятся, я буду их ругать и говорить: «Я тут перед вами распинаюсь, а до вас никак не дойдет». Но я готов объяснять еще и еще. Моя задача — сделать так, чтобы ребенок в школе обрел определенные навыки, которые сможет применять в вузе или на работе. На уроках они могут говорить, что им не нужен Excel, а потом уходят в университеты и спустя пару месяцев пишут и благодарят за полученные скиллы.
Это для меня достижение. Их результаты экзаменов, похвала от администрации важны, но гораздо важнее то, что дети уходят от тебя с горящими глазами.
учитель истории
Я педагог в пятом поколении. Моя мама — учитель начальных классов, бабушка — директор детского сада. Я не сразу пошел в педагогику и после школы поступил на исторический факультет. Одно время я думал остаться в аспирантуре: защитить кандидатскую диссертацию, заниматься научной и архивной деятельностью. Но в 2016 году окончил бакалавриат, нужно было зарабатывать на жизнь, и я устроился работать в школу. И не прогадал. Меня сильно затянуло.
Я до сих пор помню свой первый урок. У меня были потные ладони, я не знал, что делать и как говорить, и начал слепо воспроизводить университетские штампы. Кто-то из учеников улыбался, другие смотрели испуганно. Они были пятиклассниками, только перешли в старшую школу, поэтому между нами на тот момент было много общего. Я и сейчас, когда провожу свой первый урок в учебном году, вспоминаю тот эпизод.
“
Моя задача — развивать у детей кругозор и давать инструменты для его использования.
Где они будут применяться — не имеет значения.
С годами у меня выработался свой стиль преподавания. Я не люблю следовать базовым вещам, мне ближе живое общение и импровизация — это моя сильная и одновременно слабая сторона. Что такое педагогика? Это желание делиться эмоциями, заинтересовывать и воспитывать soft skills, лидерские и организаторские навыки. У меня это держится на эмоциональной заинтересованности, а не на выточенных годами методиках. Последние способны оставить след в голове, но не могут искренне увлечь. Меня до сих пор, несмотря ни на что, интересует история, и мне хочется этим делиться.
Чтобы захватить внимание современных детей и подростков, нужно не просто говорить с ними на одном языке, но и понимать его. Как молодой педагог, я могу себе это позволить, но осознаю: чем старше я становлюсь, тем смешнее в их глазах выгляжу, когда использую сленг. Нужно делать это аккуратно. Вообще, умение увлечь учеников — это творчество, чем мне и нравится педагогика. Может прозвучать самонадеянно, но из года в год мне удается продемонстрировать школьникам, что история важна и интересна. Возможно, дело в моей харизме или эмоциональной вовлеченности.
Проблема учительского труда в том, что тебе сложно увидеть его результат. Он пролонгирован во времени: как ты поработал в 5 классе, станет понятно в 7, когда ученик будет использовать знания, которые ты заложил. Моя миссия — развивать у детей кругозор. Сколько дат средний человек помнит после выпуска из школы? Отмена крепостного права, крещение Руси? Важны не даты, а умение мыслить, работа с информацией, ее поиск, анализ. Моя задача — развивать у детей кругозор и давать инструменты для его использования. Где они будут применяться — не имеет значения. Главное, чтобы они пригодились.
учитель начальных классов
После 9 класса я поступил в колледж на факультет менеджмента, но уже в середине первого учебного года понял, что это не мое. Стал думать, куда бы перевестись. Моя одноклассница как раз училась в педагогическом колледже на преподавателя начальных классов и позвала меня за компанию. Я никогда не хотел быть учителем, но уже в процессе, на практике, к этому пришел.
Когда я начал работать в школе, мне было 19 лет, а моим ученикам — по 8. Я смог поймать их волну и наладить доверительные отношения. Мой первый класс до сих пор занимает особое место в моем сердце. Мне было тяжело с ними расставаться. Тогда мне казалось, что они уйдут из начальной школы и забудут меня. Я хотел растянуть этот период хоть ненадолго и попросил директора дать их мне на классное руководство и в 5 классе. Первое время они приходили ко мне каждый день, чуть ли не каждую перемену, но со временем стали заглядывать все реже. Это нормально: у них появились свои подростковые дела. Но хорошие отношения между нами сохраняются до сих пор.
“
Дети — тонкие психологи, они чувствуют энергетику учителя. Но и педагогу важно чувствовать своих учеников. Я работаю не по методичке — все идет изнутри.
Дети — тонкие психологи, они чувствуют энергетику учителя. Но и педагогу важно чувствовать своих учеников. Не знаю, как мне это удается. Я работаю не по методичке, все идет изнутри. Я знаю, чем увлекаются мои ученики, а что, наоборот, не вызывает у них интереса. Когда ты погружен в их жизнь, то и уроки получается сделать увлекательными. Тем более сегодня для этого существуют все инструменты: интерактивные доски, приложения.
Главное — обладать чувством меры и соблюдать баланс между игрой и учебой.
Я не сталкивался с предрассудками в отношении мужчин-педагогов в начальных классах. В моей практике были случаи, когда детей из неполных семей, где воспитанием занимаются мамы, специально переводили в мой класс. Когда учитель — мужчина, ребенок получает в его лице сильного покровителя. Это важно для развития.
Я стараюсь найти общий язык с каждым ребенком и верю, что даже к самому заядлому хулигану можно подобрать ключик. Это очень помогает в рабочем процессе: если ты знаешь особенности своих учеников, тебе проще предотвратить проблемные ситуации в классе.
Я хочу делать детей счастливее, чтобы они любили школу и не боялись туда ходить. Для этого школу должен любить учитель. Педагог не будет выгорать, когда кроме работы у него есть личная жизнь и хобби. За пределами школы я стараюсь сместить фокус: сходить в зал, побыть в тишине, съездить на природу. Это помогает перезагрузиться и избежать стресса в работе. Если ты идешь в школу с удовольствием, то не имеет значения, строгий ты или добрый, сложный у тебя предмет или простой. Дети будут с радостью ходить на твои уроки.
Поделиться
Автор проекта: Мария Белоковыльская
Фото: Алена Гуленко
Стиль: Татьяна Лисовская
Груминг: Галина Пантелеева
Интервью: Евгения Башурина
Продюсер: Варвара Груднева
Аккаунт: Елизавета Данилова